• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Признаки одаренности у детей (памятка для родителей)

Дата публикации: 9 августа 2019

Способности — отдельные психические свойства, обусловли­вающие возможности ребенка в той или иной деятельности.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей у чело­века, единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводящим к высоким достижениям.

Признаки одаренности

Раннее детство (1-3 года) Дошкольный период (4-7 лет)
Неуемное любопытство, беско­нечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словес­ными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повы­шенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему инте­ресна, способности к рисованию, му­зыке, счету, нетерпеливость и порыви­стость, изобретательность и богатая фантазия. Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «эта­жи»), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фанта­зии, преувеличенные страхи, эгоцен­тризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством ре­чевой коммуникации; громадная лю­бознательность, изобретение собствен­ных слов, склонность к активному ис­следованию окружающего; острое реа­гирование на несправедливость.
Школьный период (8-17 лет) Взрослый период (после 18 лет)
Успех во многих начинаниях, вы­сокие результаты, потребность в кол­лекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компо­нентами умения учиться, оригиналь­ность словесных ассоциаций, построе­ние четкого образа предстоящей дея­тельности, создание в воображении альтернативных систем. Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично раз­виты навыки общения, открыт, дру­желюбен, ценит юмор. Живое и не­посредственное воображение. Не по­давляет своих чувств и эмоций. Ак­тивен, настойчив, энергичен, скло­нен к риску. Нетерпелив при выпол­нении рутинной работы, предпочита­ет сложные задания. Независим в су­ждениях и поведении.

1.У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

—   интересуется самыми разнообразными механизмами и ма­шинами;

—   любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

—   сам «докапывается» до причин неисправностей и капри­зов механизмов или аппаратуры, любит загадочные по­ломки или сбои в работе механизмов;

—   может чинить неисправные приборы и механизмы, ис­пользовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит оригинальные решения;

—   любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы меха­низмов;

—   интересуется  специальной,  даже  взрослой  технической литературой.

Всего 6 характерных признаков.

2.  Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

—   любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

—   очень быстро и легко отзывается на ритм и  мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

—   поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое на­строение:

—   сочиняет свои собственные мелодии;

—   научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Всего 5 характерных признаков.

3.   Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:

—   часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

—   стремится вызвать эмоциональные реакции у других, ко­гда с увлечением о чем-то рассказывает;

—   меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

—                     с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;

—   с  удивляющей   вас  легкостью  «передразнивает»   чьи-то привычки, позы, выражения;

—   пластичен и открыт всему новому;

—   любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

4.  У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

—   хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

—   обладает хорошей памятью;

—   легко и быстро схватывает новый школьный материал;

—   задает очень много продуманных и оправданных ситуаци­ей вопросов;

—   любит читать книги, причем по своей собственной про­грамме, на несколько лет опережающей школьную;

—   обгоняет своих сверстников по учебе; причем не обяза­тельно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

—   гораздо лучше и шире многих своих сверстников инфор­мирован о событиях и проблемах, не касающихся его не­посредственно;

—   обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

—   очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обяза­тельно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

5.  Явно выражен спортивный талант, если он:

—   энергичен и все время хочет двигаться;

—   смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;

—   почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

—    неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

—   лучше многих других сверстников физически развит и ко­ординирован в движениях, двигается легко, пластично, гра­циозно; —    предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

—   кажется, что никогда всерьез не устает;

—   подражает своему любимому герою-спортсмену.

6.  У вашего ребенка литературные дарования, если он:

—   рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранно­го сюжета, не теряет основную мысль;

—   любит фантазировать или импровизировать на тему дей­ствительного события,  причем  придает событию что-то новое и необычное;

—   выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состоя­ния и чувства героев сюжета;

—    изображает персонажей своих фантазий живыми и инте­ресными, очеловеченными;

—   любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

7.  У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

—   обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщениям;

—   умеет  четко   выразить  словами   чужую   и   собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

—   любит   читать   научно-популярные   издания,   взрослые статьи  и  книги, опережая в этом сверстников на не­сколько лет, причем отдает предпочтение именно этой, а не развлекательной литературе;

—   часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

—   с удовольствием проводит время за созданием собствен­ных проектов, конструкций, схем, коллекций;

—    не унывает и не надолго остывает к работе, если его изо­бретение или проект не поддержаны или осмеяны.

8. Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

—    не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисун­ку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и на­строения;

—    в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зациклива­ется» на изображении чего-то вполне удавшегося;

—   серьезно относится к произведениям искусства, становит­ся вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлека­ет какое-либо произведение искусства или пейзаж;

—   когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чер­тит, комбинирует материалы и краски;

—   стремится   создать   какое-либо   произведение,   имеющее очевидное прикладное значение,— украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

—    не робеет высказывать собственное мнение даже о клас­сических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.