• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

ГЕОГРАФИЯ. Красикова А.И. Урок по теме «Южная Америка: географическое положение. Исследования. Геологическое строение, рельеф. Полезные ископаемые»

Дата публикации: 14 августа 2017

Обучающие: изучить имена путешественников, исследователей и их маршруты, все географические объекты береговой линии Ю. Америки; продолжить приобретение навыков характеристики ГП материка; усвоить отличительные черты геологического строения, рельефа, особенностей размещения полезных ископаемых Ю. Америки; установить взаимосвязи различных компонентов природы.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать  и систематизировать  материал. Учить применять знания в новой ситуации.

Воспитательные: прививать интерес к изучению природы Южной Америки.

Тип урока: усвоение новых знаний с применением технологии критического мышления.

Оборудование: учебник, контурные карты, атласы, картины, интерактивная доска.

                                  Ход урока

Стадия вызова

IВступительное слово учителя:

— Сегодня мы продолжаем изучение важного раздела нашего курса «География материков и стран» на примере континента Южная Америка. И по логике познания ознакомление с материком мы должны начать с изучения географического положения, исследований, геологического строения, рельефа и полезных ископаемых.

Напомню вам, что у нас уже достаточно накоплено знаний по описанию материков. Вспомните – каких?

(Ребята отвечают: «Африка, Австралия, Антарктида»)

Слайд№1. Вступление

Слайд№2. Тема: Южная Америка

Слайды№3-11. Рекорды Южной Америки

Постановка целей урока

— А теперь давайте определим цели нашего урока. Выявим ключевые моменты нашей темы, познакомимся с особенностями изучения природы Южной Америки.

Слайд№12. Цели урока

Стадия осмысления

II— Давайте начнём работу с определения географического адреса Южной Америки.

(Работа с физическими и контурными картами)

Слайд№13. Физическая карта

-В каких полушариях расположен этот материк?

(Учащиеся отвечают)

-Каково положение Ю. Америки по отношению к экватору, начальному меридиану, тропикам и полярным кругам?

(Учащиеся определяют)

-Каковы крайние точки материка и их координаты?

(Учащиеся дают ответы)

-Назовите величину территории и опишите очертания берегов Ю. Америки.

(Ребята отвечают: «Около 17,8 млн кв. км; береговая линия расчленена слабо, нет крупных заливов и полуостровов, кроме юга»)

— Какие океаны и моря омывают материк?

(Ребята называют: «Тихий океан; Атлантический (Карибское море)»)

— Какие материки находятся недалеко?

(Уч-ся отвечают: «Северная Америка соединена Панамским перешейком на севере; на юге – отделена от Антарктиды проливом Дрейка»)

III– Давайте выполним задание на закрепление знаний по характеристике ГП Южной Америки.

(Ребята работают с таблицей)

Слайд№14.ГП Южной Америки

IV-Познакомившись с ГП Южной Америки, давайте вспомним – кто же ее открыл и исследовал? Совершим вместе с ними путешествие к берегам этого таинственного континента!

Слайд№15-20.Путешественники и исследователи Южной Америки

Стадия осмысления

V. — Итак, мы подошли ко важному этапу урока и должны ответить на вопрос – на чем расположена Южная Америка?

(Уч-ся отвечают: «На древней Южно-Американской платформе»)

— А можете вы себе представить, что на территории этого материка есть горы, извергаются вулканы, происходят землетрясения?

— Да. Эта территория лежит на стыке двух литосферных плит и в области кайнозойской складчатости.

Слайд№21.Геологическое строение Южной Америки

— Давайте сейчас совершим экскурс по рельефу материка и найдем взаимосвязь между ним и геологическим строением, а поможет нам в этом работа с атласом.

Слайд№22. Рельеф

Физкультминутка (1-2 минуты)

Слайд№23. Профиль рельефа

VI. Закрепление материала.

-Ребята, проанализировав профиль рельефа Южной Америки, сделать задание по характеристике форм рельефа.

(Уч-ся работают в тетради)

Слайд№24. Задание по описанию формы рельефа

— Итак, мы убедились, что существует взаимосвязь между геологическим строением и формами рельефа.

(Уч-ся отвечают: «На месте формирования кайнозойской складчатости образовались горы Анды. На обширной территории древней Южно-Американской платформы находятся Гвианское и Бразильское плоскогорья, а также Амазонская, Лаплатская и Оринокская низменности»)

— Теперь рассмотрим виды и размещение полезных ископаемых Южной Америки. А также установим взаимосвязь между геологическим строением, рельефом и расположением полезных ископаемых.

Слайд №25. Полезные ископаемые Южной Америки

VII.

— Давайте выясним: какие полезные ископаемые приурочены к горному рельефу, а какие – к равнинному?

Слайд №26. Таблица-1 «Полезные ископаемые Южной Америки»

(Работа учащихся с атласами, контурными картами, с таблицей на интерактивной доске, с моментами релаксации по теме «Рельеф Южной Америки»)

Слайд №27. Релаксация по теме «Рельеф Южной Америки»

— А сейчас проверьте свои работы с таблицей на доске.

Слайд №28. Таблица-2 «Полезные ископаемые Южной Америки»

VIII. Выставление отметок учащимся.

— Сегодня за работу на уроке получают отличные отметки учащиеся: …

Слайд №29. Домашнее задание.

IX. Стадия рефлексии

— Предлагаю решить задачу на выбор оптимального решения. Условие задачи: подтвердите состоятельность теории литосферных плит на примере формирования рельефа Южной Америки.

Слайд №30. Рефлексия-1

Слайд №31. Рефлексия-2