ГЕОГРАФИЯ. Красикова А.И. Урок по теме «Южная Америка: географическое положение. Исследования. Геологическое строение, рельеф. Полезные ископаемые»
Дата публикации: 14 августа 2017
Цели:
Обучающие: изучить имена путешественников, исследователей и их маршруты, все географические объекты береговой линии Ю. Америки; продолжить приобретение навыков характеристики ГП материка; усвоить отличительные черты геологического строения, рельефа, особенностей размещения полезных ископаемых Ю. Америки; установить взаимосвязи различных компонентов природы.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать материал. Учить применять знания в новой ситуации.
Воспитательные: прививать интерес к изучению природы Южной Америки.
Тип урока: усвоение новых знаний с применением технологии критического мышления.
Оборудование: учебник, контурные карты, атласы, картины, интерактивная доска.
Ход урока
Стадия вызова
I. Вступительное слово учителя:
— Сегодня мы продолжаем изучение важного раздела нашего курса «География материков и стран» на примере континента Южная Америка. И по логике познания ознакомление с материком мы должны начать с изучения географического положения, исследований, геологического строения, рельефа и полезных ископаемых.
Напомню вам, что у нас уже достаточно накоплено знаний по описанию материков. Вспомните – каких?
(Ребята отвечают: «Африка, Австралия, Антарктида»)
Слайд№1. Вступление
Слайд№2. Тема: Южная Америка
Слайды№3-11. Рекорды Южной Америки
Постановка целей урока
— А теперь давайте определим цели нашего урока. Выявим ключевые моменты нашей темы, познакомимся с особенностями изучения природы Южной Америки.
Слайд№12. Цели урока
Стадия осмысления
II. — Давайте начнём работу с определения географического адреса Южной Америки.
(Работа с физическими и контурными картами)
Слайд№13. Физическая карта
-В каких полушариях расположен этот материк?
(Учащиеся отвечают)
-Каково положение Ю. Америки по отношению к экватору, начальному меридиану, тропикам и полярным кругам?
(Учащиеся определяют)
-Каковы крайние точки материка и их координаты?
(Учащиеся дают ответы)
-Назовите величину территории и опишите очертания берегов Ю. Америки.
(Ребята отвечают: «Около 17,8 млн кв. км; береговая линия расчленена слабо, нет крупных заливов и полуостровов, кроме юга»)
— Какие океаны и моря омывают материк?
(Ребята называют: «Тихий океан; Атлантический (Карибское море)»)
— Какие материки находятся недалеко?
(Уч-ся отвечают: «Северная Америка соединена Панамским перешейком на севере; на юге – отделена от Антарктиды проливом Дрейка»)
III. – Давайте выполним задание на закрепление знаний по характеристике ГП Южной Америки.
(Ребята работают с таблицей)
Слайд№14.ГП Южной Америки
IV. -Познакомившись с ГП Южной Америки, давайте вспомним – кто же ее открыл и исследовал? Совершим вместе с ними путешествие к берегам этого таинственного континента!
Слайд№15-20.Путешественники и исследователи Южной Америки
Стадия осмысления
V. — Итак, мы подошли ко важному этапу урока и должны ответить на вопрос – на чем расположена Южная Америка?
(Уч-ся отвечают: «На древней Южно-Американской платформе»)
— А можете вы себе представить, что на территории этого материка есть горы, извергаются вулканы, происходят землетрясения?
— Да. Эта территория лежит на стыке двух литосферных плит и в области кайнозойской складчатости.
Слайд№21.Геологическое строение Южной Америки
— Давайте сейчас совершим экскурс по рельефу материка и найдем взаимосвязь между ним и геологическим строением, а поможет нам в этом работа с атласом.
Слайд№22. Рельеф
Физкультминутка (1-2 минуты)
Слайд№23. Профиль рельефа
VI. Закрепление материала.
-Ребята, проанализировав профиль рельефа Южной Америки, сделать задание по характеристике форм рельефа.
(Уч-ся работают в тетради)
Слайд№24. Задание по описанию формы рельефа
— Итак, мы убедились, что существует взаимосвязь между геологическим строением и формами рельефа.
(Уч-ся отвечают: «На месте формирования кайнозойской складчатости образовались горы Анды. На обширной территории древней Южно-Американской платформы находятся Гвианское и Бразильское плоскогорья, а также Амазонская, Лаплатская и Оринокская низменности»)
— Теперь рассмотрим виды и размещение полезных ископаемых Южной Америки. А также установим взаимосвязь между геологическим строением, рельефом и расположением полезных ископаемых.
Слайд №25. Полезные ископаемые Южной Америки
VII.
— Давайте выясним: какие полезные ископаемые приурочены к горному рельефу, а какие – к равнинному?
Слайд №26. Таблица-1 «Полезные ископаемые Южной Америки»
(Работа учащихся с атласами, контурными картами, с таблицей на интерактивной доске, с моментами релаксации по теме «Рельеф Южной Америки»)
Слайд №27. Релаксация по теме «Рельеф Южной Америки»
— А сейчас проверьте свои работы с таблицей на доске.
Слайд №28. Таблица-2 «Полезные ископаемые Южной Америки»
VIII. Выставление отметок учащимся.
— Сегодня за работу на уроке получают отличные отметки учащиеся: …
Слайд №29. Домашнее задание.
IX. Стадия рефлексии
— Предлагаю решить задачу на выбор оптимального решения. Условие задачи: подтвердите состоятельность теории литосферных плит на примере формирования рельефа Южной Америки.
Слайд №30. Рефлексия-1
Слайд №31. Рефлексия-2