На заметку родителям по адаптации учащихся в 10 классе
Дата публикации: 9 августа 2019
Начало обучения в 10-м классе — определенный кризисный этап в школьной жизни, так как это новая ступень образования, с уже совершенно другим чувством ответственности и взрослости. В основном 10-е классы формируются заново. Поэтому Ваш ребенок, привыкший к определенным одноклассникам на протяжении всего предыдущего обучения, сталкивается с необходимостью вливания в новый коллектив. Ему предстоит ощутить себя частью нового коллектива, идентифицировать себя с ним. Не говоря уже о том, если Ваш ребенок в 10-й класс пошел в новую школу.
Помимо проблем с общением и принятия ребенка классом, у десятиклассников обычно наблюдается снижение учебной мотивации. Ученики недавно сдали экзамены в 9-м классе, и чувствуя, что еще целый год до сдачи экзаменов в 11-м классе, позволяют себе расслабится в освоении учебного материала.
Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией — а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».
Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в ВУЗ для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.
Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Еще несколько небольших советов родителям десятиклассников:
1. Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).
2. Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
3. Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.
4. Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
5. Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому общению и общению с противоположным полом (терпимо относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола).
6. Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь.
7. Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.
8. Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.