• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Родителям будущих первоклассников

Дата публикации: 29 июня 2023

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вместе в первый класс

· Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо: безопасный, но не короткий.
· Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас; целых, три часа. Терпе­ливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае, не ругайте — ведь пока еще не за что.
· Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
· Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Первые дни в школе

Прежде всего, вы должны каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах.
Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спроси­те: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уро­ке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.
· Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.
· Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могу видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быт очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что — «плохо». Поддержит его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
· Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
· Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассник право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
· Поддерживайте ребёнка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьёзное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
· Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразно.
· Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
· Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
· Не пропускайте трудности, возникшие у ребёнка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.
· Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
· Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
· С поступлением в школу в жизни ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
· Учение — это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

При поступлении в школу ребенок должен уметь:

  • Запоминать на слух не менее 4-5 слов.
  • Запоминать после визуального показа не менее 8-9 предметных картинок.
  • Исключать лишнее слово в последовательности слов (Например, «Лук, лимон, груша, дерево, яблоко»).
  • Устанавливать речевые аналогии (Например, ручка – писать).
  • Логически завершать предложения (Например, «Если завтра будет хорошая погода, то …» — мы пойдем гулять и т.п.).
  • Исправлять семантически неверные фразы (Например, «Взошло солнце, и закончился день» — начался день).
  • Уметь выполнять логически несложные задания (Например, «Какое слово длиннее «кот» или «котенок»).

Что необходимо иметь первокласснику:

  • Деловой костюм.
  • Спортивный костюм, спортивная обувь.
  • Сменная обувь.
  • Набор акварельных красок.
  • Набор цветных карандашей.
  • Набор фломастеров.
  • Набор картона, цветной бумаги.
  • Простой карандаш (мягкий – М).
  • Линейка.
  • Клей ПВА.
  • Ножницы.
  • Набор пластилина.
  • Папка для тетрадей.
  • Две тетради по математике.
  • Две тетради в косую линейку по русскому языку.
  • Блок для рисования.