Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка
Дата публикации: 9 августа 2019
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит. (Себастьян Брандт)
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Под термином«культура поведения»мы понимаемсовокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.
В соответствии с этими компонентами можно выделить следующие задачи воспитания культуры поведения у детей, которые стоят перед родителями:
Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в отношении детей к общественному имуществу, как к своим личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон. Культура чтения. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
О важности роли личного примера родителей известно давно.
Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или же подсознательно) несоответствие между нашими словами и делом.
Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. В психологии есть такой термин: «незаметное воспитание» — это и есть воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Подмечено, что «незаметное воспитание» влияет на ребенка больше, чем «заметное» — психологи заявляют: «Слова не воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже».
Чтобы воспитать культуру поведения у ребенка, родителям, прежде всего надо самим вести себя культурно.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают, прежде всего, своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.