• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Влияние родительских установок на развитие детей

Дата публикации: 9 августа 2019

Как часто мы, взрослые, обращаем внимание на то, как мы общаемся со своими детьми? Какие используем слова и выражения в отношении них?

Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка людьми. Их авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в правоту и справедливость у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел». Поэтому, родителям следует осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам, следует избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. А установки возникают повседневно, и чуть ли не на каждом шагу. Одни случайны, другие постоянны, третьи — принципиальны… Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребенка. Но также, есть и негативные установки.

Негативные установки Позитивные установки
Сказав так Подумайте о последствиях Вовремя исправьтесь
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями «Счастье ты, моя, радость моя!»
«Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи «Поплачь, будет легче…»
«Вот дурашка, все готов раздать…» Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм «Молодец, что делишься с другими!»
«Не твоего ума дело!…» Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями «А ты как думаешь?…»
«Одевайся теплее, заболеешь!» Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи «Будь здоров, закаляйся!»
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя «Папа у нас замечательный человек!»

«Мама у нас хорошая!»

«Ничего не умеешь делать, неумеха!» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей (психосоматика),  конфликтность «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке)

«Негодник, все мальчишки забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого…»
«Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!…» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый»
«Жизнь очень трудна: вырастешь-узнаешь…» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и толстая будешь!» Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, непринятие себя «Кушай на здоровье!»
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый?!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях «Как ты мне нравишься!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешимость, зависимость от чужого мнения, тревожность «Смелее, ты все можешь сам!»
«Всегда ты не вовремя, подожди…» Отчужденность, скрытность,  ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение «Давай я тебе помогу!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» Отсутствие самоконтроля, поведенческой гипкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности «Держи себя в руках, уважай других»

Безусловно, это не полный список возможных установок. Вы его можете продолжить сами и проанализировать, какие установки встречались вам и влияли ли они каким-то образом на ваши решения и поступки. А также, подумайте, какие установки вы задаете своему ребенку, как они ему могут помочь, или помешать… Ребенок нас слушает, и все слова крепко зацепляются в его подсознании. Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать счастливее. Иногда ребенку не нужна оценка его поступков и поведения, он и сам все прекрасно понимает, просто ему необходимо, чтоб с ним побыли рядом, успокоили его и поддержали…